8-800-500-42-41 (бесплатный по всей России)
Автономная некоммерческая организация
СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫЙ ЦЕНТР
8-800-500-4241
бесплатный, круглосуточный

Транспортно-трасологическая экспертиза

транспортно-трасологическая экспертизаСудебная транспортно-трасологическая экспертиза представляет собой довольно узкую область общей трасологии, в которой изучаются закономерности отображения в следах информации о событии дорожно-транспортного происшествия и его участниках, способы обнаружения следов транспортных средств и следов на транспортных средствах, а также приемы извлечения, фиксации и исследования отобразившейся в них информации.

  Следы контакта транспортных средств являются важным источником информации об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия, по которым можно восстановить не только процесс непосредственного взаимодействия автомобиля с другим транспортным средством либо иным препятствием, но и воссоздать механизм дорожно-транспортного происшествия в целом.

   Транспортная трасологическая экспертиза решает задачи исследования всего многообразия следов, образованных самыми различными видами транспорта: легковым, грузовым, железнодорожным, а также водным. 

 По механизму образования следов предметом транспортно-трасологической экспертизы могут быть следы от колес автотранспорта, гусениц тракторов, лыж и саней, а также от выступающих частей транспортного средства (для любого вида транспорта), от частиц, отделяющихся от транспортного средства (осыпи грязи, частиц горюче-смазочных материалов, груза и т.п.).

    Объектами транспортно-трасологической экспертизы в границах автомобильного транспорта могут быть: сами транспортные средства, дорожное покрытие,  одежда и тело человека, дорожные ограждения, дорожные знаки,   и другие объекты дорожног оборудования.

Когда возникает необходимость в проведении транспортно-трасологической экспертизы?

1) Например, если страховая компания отказывает в страховом возмещении и наоборот, заявитель о страховом случае выдает недостоверную информацию о самом факте ДТП или возникших повреждениях, тем самым мошенническими действиями пытается получить страховое возмещении по ОСАГО или КАСКО.

Перед отделами урегулирования убытков (претензий) страховых компаний стоят две основные задачи: обеспечение законности и объективности при рассмотрении обращений и при выплатах по страховым случаям. Рост числа дорожно-транспортных происшествий и введение обязательного страхования автогражданской ответственности привели к возрастанию объема страховых случаев. Зачастую бывает очень трудно объективно разобраться и определить: на самом деле был ли контакт между транспортными средствами или повреждения на автомобиле являются следствием рассматриваемого ДТП, определить правильно  виновников ДТП, поскольку каждый участник и свидетель имеет свое субъективное видение ситуации.

При действующем законе об ОСАГО многие страховые компании отказывают в выплате денежных средств, ссылаясь при этом на то, что по факту дорожно-транспортного происшествия их «независимыми» специалистами было проведено транспортно-трасологическое исследование. Как правило, выводы данного исследования сводятся к тому, что «повреждения автомобиля не могли быть получены в результате данного дорожно-транспортного происшествия». Но полного исследования механизма образования повреждений при этом ими  не производится,   в основном это исследование проводится по фотографиям одного ТС, без осмотра ТС всех участников и места ДТП.

В таких случаях как страховщикам, так и участнику ДТП на помощь может придти транспортная трасология.

2) Если возник спор при определении виновности в дорожно-транспортном происшествии между участниками происшествия, с инспектором ДПС, дознвателем, следователем или в судебном разбирательстве.

Практика производства транспортно-трасологических экспертиз по делам о дорожно-транспортных происшествиях свидетельствует о том, что сотрудники ГИБДД, органы дознания, следователи, судьи, а также специалисты экспертных учреждений не всегда обнаруживают и правильно используют следы, оставшиеся после ДТП. Задача эксперта - полный, квалифицированный, последовательный и внимательный осмотр транспортных средств и места ДТП, в целях обнаружения и фиксации всех следов для последующей  реконструкции и  установления механизма ДТП. При правильном сборе контактно-следовой информации (признаков изоморфизма) можно точно определить причины и следствия ДТП.

3) Если Вас обвиняют в несовершенном вами дорожно-транспортном происшествии, то с помощью установления и изучение следов,  определения механизма (условий) их образования, можно установить объект их нанесения, а также ответить на вопрос стояло или двигалось транспортное средство в момент контакта.

Экспертная задача, выполняемая транспортными трасологами может разрешаться комплексной экспертизой, совместно со специалистами в области материаловедения или судебными медиками в случае, когда предметом экспертизы является живое лицо, или в худшем случае труп лица, погибшего в результате ДТП.

Вопросы, которые могут быть вынесены на транспортно-трасологическую экспертизу:

  • Имело ли место столкновение представленных на исследование ТС, исходя из характера и локализации повреждений на данных ТС?
  • Какова последовательность возникновения повреждений (следов) при столкновении транспортного средства о преграду?
  • Каков угол взаимного расположения ТС в момент их первоначального контакта?
  • В каком направлении двигалось транспортное средство в момент наезда?
  • Определить траекторию и характер движения транспортных средств?
  • Где, относительно границ проезжей части, находится место столкновения (место наезда)?
  • Определить расположение транспортных средств и препятствий в момент удара (или в другие заданные моменты времени)?
  • Определить, взаимное расположение транспортных средств в момент столкновения?
  • Находилось в движении или было неподвижно ТС в момент столкновения с ним другого ТС?
  • Какой деталью (частью) транспортного средства оставлены следы?
  • Каким видам транспорта, судя по следам, присущи такие детали (такого размера, формы, локализации)?
  • Транспортом какого типа (легковым, грузовым, гусеничным и т.д.) оставлены следы?
  • Какой частью транспортного средства нанесены повреждения?
  • Определить, модель шины, которой был оставлен след, слепок которого представлен на транспортно-трасологическую экспертизу?
  • К какому типу (модели или марки) относится транспортное средство, оставившее следы на месте ДТП ?
  • В каком направлении от места ДТП двигалось данное ТС, оставившее следы колес на том или ином участке дороги?
  • Не могли ли данные следы быть оставлены такими-то колесами (передними, задними, правыми, левыми) определенного транспортного средства?
  • Являются ли данные следы результатом воздействия шин транспортного средства?
  • Какие дефекты имеют шины, оставившие следы на месте ДТП?
  • Определить, отличительные признаки шин, отобразившиеся в следах (например дефекты, степень износа протектора, неравномерный износ протектора вследствие неправильной регулировки углов установки или дисбаланса колес, пробои и порезы, вздутие протектора и др.)?
  • Определить, грузовым или легковым автомобилем были оставлены следы?
  • Определить точку (место) на дорожном полотне, где в момент столкновения ТС находился пешеход?
  • С учетом выявленных повреждений у трупа определить, каким боком к движущемуся ТС находился пешеход в момент столкновения с транспортным средством?
  • Исходя из повреждений имеющихся на ТС, и повреждений обнаруженных на трупе, определить, сбил ли водитель ТС стоящего пешехода, либо он совершил наезд на тело, которое в момент контакта уже находилось на проезжей части в лежачем положении, т.е уже было сбито посторонним ТС?
  • Где располагается место столкновения транспортных средств?
  • Где располагается место наезда на пешехода?
  • Каков механизм столкновения транспортных средств?
  • Каков механизм наезда на пешехода?
  • Как располагались транспортные средства относительно друг друга в момент
  • столкновения, каков угол между продольными осями транспортных средств в момент столкновения?
  • Как располагались транспортные средства относительно друг друга и относительно проезжей части в момент столкновения?
  • Как располагались транспортное средство и пешеход относительно друг друга в момент наезда?
  • Стоял или двигался пешеход в момент наезда на него транспортным средством?
  • Находилось ли транспортное средство в состоянии покоя в момент столкновения?
  • Скорость какого транспортного средства была больше в момент столкновения?
  • Соответствуют ли повреждения на транспортных средствах обстоятельствам дорожно-транспортного происшествия?
  • Имеются ли повреждения на представленном колесе?
    Если имеются повреждения на представленном колесе, то в какой момент они возникли (до ДТП, в момент ДТП, после ДТП)?
  • Могли ли данные повреждения колеса привести к дорожно-транспортному происшествию?
    Какой частью транспортного средства был совершен наезд на пешехода?
  • Как располагались транспортное средство и велосипед относительно друг друга в момент наезда, каков угол между продольными осями транспортного средства и велосипеда в момент наезда?
  • Совершал ли маневр изменения направления движения велосипедист перед наездом?

Перед транспортно-трасологической экспертизой могут быть поставлены и другие вопросы. Главное, чтобы эти вопросы входили в компетенцию эксперта по транспортной трасологии, специальности  13.3  «Исследование следов на транспортных средствах и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика), а также технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП." (Утверждена приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.09.2004, №154). 

   СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫЙ ЦЕНТР имеет штатных  специалистов,  которые обладают всеми необходимыми познаниями в области транспортной трасологии, сертифицированы Государственным учреждением Российский Федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ, принимали участие в Международных конференциях, семинарах по анализу и реконструкции ДТП, наработали большой практический опыт в судах по гражданским и уголовным делам.

Фото: автор АНО "СЭЦ"