Судебная налоговая экспертиза проводится в пределах специальных познаний в области Законодательства РФ о налогах и сборах, путем анализа экономического содержания совершенных хозяйственных операций юридическими и физическими лицами и осуществляется при помощи исследования документов, отражающих финансово-экономическую деятельность налогоплательщика, а также деятельность налогового органа, в связи с действием конкретных норм налогового права.
Судебная налоговая экспертиза назначается следственными или судебными органами на основании постановления (определения).
Экспертиза может проводиться так же и во внесудебном порядке, инициирована налоговым органом, либо юридическим лицом (предпринимателем), тогда она носит статус исследования и выдается заключение специалиста экспертного учреждения.
Целью проведения независимой налоговой экспертизы является рассмотрение спорных вопросов, связанных с исчислением и уплатой налогов, налоговых платежей и обязательных отчислений во внебюджетные фонды.
Налоговая экспертиза в любом случае основывается на таких принципах, как независимость эксперта при осуществлении им своих обязанностей в области налоговой экспертизы; научная обоснованность, объективность и законность заключений налоговой экспертизы; достоверность и полнота информации, представляемой на налоговую экспертизу; соответствие рассмотренных и истребованных к рассмотрению в ходе проведения экспертизы документов, существу поставленных перед экспертом вопросов; проведение экспертизы по спорам, уже возникшим между плательщиком и налоговым органом; высокая профессиональная подготовка и добросовестность специалистов, осуществляющих проведение экспертизы; ответственность участников налоговой экспертизы за организацию, проведение, качество налоговой экспертизы.
В число документов, которые могут являться объектом исследования налоговой экспертизы, включаются:
- первичные документы: акты, справки, счета, квитанции, платежные и расчетные документы, ордера, накладные и пр.;
- бухгалтерские и отчетные документы: отчеты, расчеты, декларации, журналы-ордера, ведомости, учетные карточки и т.п.;
- регистрационные документы плательщика;
- договора;
- акты проверок, решения налоговых органов о наложении штрафных санкций.
Документы, направляемые на налоговую экспертизу в качестве объекта исследования, представляются в подлиннике или ксерокопии, заверенной печатью и подписью руководителя организации или налогового органа.
Заявитель или должностное лицо налогового органа, следователь или суд при назначении налоговой экспертизы должны:
1. Самостоятельно и четко сформулировать вопросы для проведения экспертизы;
2. Предоставить эксперту четкие, полные и достоверные сведения о существе возникшего спора;
3. Своевременно направить эксперту документы и материалы, необходимые для проведения экспертизы;
4. Создать необходимые условия для работы эксперта в случае необходимости проведения исследования за пределами экспертной организации;
5. Оплатить или назначить оплату за работу экспертов по проведению экспертизы и составлению экспертного заключения в порядке и сроке, установленные в договоре на проведение экспертизы.
Специалист, проводящий данный вид экспертизы должен иметь два и более высших образования, финансово-экономическое/бухгалтерское, стаж профильной работы более 10-ти лет и профессиональный опыт в ряде аудиторских, консалтинговых компаниях, налоговом органе, дополнительную подготовку налогового эксперта в РФЦСЭ при Минюсте РФ.
Только такой профессионал может содействовать справедливому правосудию по налоговым преступлениям - оспорить результаты государственной налоговой экспертизы или со всей ответственностью стать надежным партнером правоохранительных и налоговых органов, а также арбитражных и гражданских судов в вопросах налоговой экспертизы, а также бухгалтерской, финансово-экономической и прочим подвидам экономических экспертиз.
Фото: автор АНО "СЭЦ"